ardm2016 (ardm2016) wrote,
ardm2016
ardm2016

Categories:

Тоджа и практика Шао Дао

Продолжение. Ранее: Осознание – наука Дороги. Путешествие - это счастье. Чему научит поход в тайгу.



Воспоминания нахлынули - своеобразный пост получился. Пишу по дневникам. Путевым и философским заметкам – можно сказать, напрямую они от Природы.

Палатку поставили на приподнятом берегу, в 5 метрах от кромки воды. За корнем сосны смотрю - сетка припрятана. Это означает только одно: на блесну рыбачить бесполезно. Повторяется картина Кольского полуострова: еду стало проще в избах находить, а рыбу тебе сами же рыбаки дарят.




Дождь заморосил - как раз к сумеркам, как только тент натянули – не раз уже в природе повторялась такая ситуация предчувствия непогоды. На этот раз дождь зарядил почти на сутки, аж до 16-30 следующего дня. Зато, как только закончился, сразу прошли 10 километров до Аржана "Борзу-Холь", откуда и выезжали встреченные ГАЗ-66.



Что такое тувинские Аржаны? Это обязательно минеральный или термальный источник, поляна для лагеря, по сути - место поклонения духам, по антуражу - детский лагерь на выезде. Тувинцы здесь приносят в жертву баранов, преподносят духом тайги дары в виде монет, вещей, деревянных знаковых табличек. Купаются в источниках – лечатся, играют в волейбол, разбрасывают мусор. Меня ошарашило сердце, вырезанное бензопилой в 600-летнем стволе лиственницы. Видимо – для объекта любви. Что же это должно быть в голове, чтобы до какой степени вот мог человек пренебрегать Природой как живой? Не понять.



Все березы ободранные, и все равно тувинцы продолжают их обдирать, несмотря на явный вред такого обращения – вырождение лесного пространства. Но вот это сердце на лиственнице - вообще апофеоз эгоизма! Верно буддисты говорят: всё беспокойство ума. А признак беспокойного ума, это когда человек всё стремится или изменить, или принести пользу. Вместо того, чтобы начать с себя - научиться через наблюдение изменчивости мира учиться восхищаться творением иллюзии. Да и логика говорит об этом же: если ты умеешь любить и радоваться, разве это не будет пользой в глазах того же создателя? Что искреннего восхищения творением и радости вполне достаточно, чтобы сохранять и приумножать то, что уже есть.


груздочек

Или, что далеко ходить? Вот геологи. Пробивали дороги, вели съёмку, картографирование. Каждый не сомневался, что несёт огромную пользу. Но приглядись – какую? Чтобы по дорогам разъезжали браконьеры? А потомки приходили обдирать берёзы и вырезать сердца? Костя из Кызыла блёсен припас, всё хочет, который уж год, на рыбалку в Тоджу сгонять. Как же, поговорка есть: «Кто Тоджи (им в виду озеро) не видал – тот в Туве не бывал». Но слова эти 30-летней давности, когда дороги не было. Мы тоже хотели с Юрием на рыбалку, так он ответил: рыбы нет, вычерпали – буквально вот за несколько последних лет. Так мы с Аней даже не поехали на эту Тоджу смотреть.




Частный случай, касающийся только России? А откуда тогда вот такие цифры? WWF пишет:

- 45% всего, что печа­тается в офисе, выбра­сывается в тот же ден­ь… Это 100 000 000 дерев­ьев. Срубили и тут же­ выкинули.

- Каждый день из-за р­убок, пожаров, строит­ельства дорог только ­в России исчезает 4 4­00 га ценных лесов. ­А ведь более 1 млрд ч­еловек на планете нап­рямую зависят от лесн­ых ресурсов.

Оказывается, что ежегодно исчезает 10 млн гектар леса в мире. Это же не только леса - а животные, птицы. Почему, спрашивается, в церквях не ставят свечки за упокой именно этих несчастных? Лицемерие и самообман? Но в чем?



Разобраться невозможно, если понимать эту проблему беспокойным умом. С «точки зрения» ума всё это естественно… и поэтому даже правильно. Однако, на поверку получается,
что в современном мире куда сложнее не чего-то добиться, а сохранить все то, что изначально уже имеешь.



Добиться – это приспособиться и наращивать место обитания в прямом и переносном смысле. А сохранить – бороться за свою душу. Чуть ли не каждый раз начиная с чистого листа, когда пытаешься приспосабливать всё под неё, то есть – «прелюбы творя». Немалый труд! Но беспокойный ум всегда найдет, что возразить:

- Если бы каждый делал, что хочет, кто бы тогда работал?

И это утверждение вроде бы тоже логично, бесспорно. Но упускается момент: физическая боль – признак болезни, от которой надо избавляться. Почему же к физической не приравнивается боль души?

- Души нет!



Конечно! А что же тогда чувствует красоту мира? Видит эти катины прекрасными? Надеется и верит? Тогда уж по крайней мере души нет в той же степени, что и фактическое существование её. Ибо наука столь же бесхитростно апеллирует и сравнениями, и подобиями для доказательства своих гипотез, к примеру, о тёмной энергии и тёмной материи. Например, если представить, что звёзды это лампочки на рождественской ёлке, то тёмная материя будет подобна самой ёлке, которая в темноте - не видна. Верно пометил Эрих Фромм: «ум – это туманный горизонт». Хочется добавить: беспокойный ум.



И чем более он обеспокоивается - тянется к горизонту, тем всё отчаивается понять, тем более хочет пожрать всё – доказать, добиться, завоевать, сделать назло ради самоубеждения… А нужно всего лишь заткнуться и научиться молчать.



Разница этих двух путей, беспокойного ума и молчания, только на первый взгляд незначительна. На деле, взгляни лишь чуть с другой стороны – разница огромна! Можно приносить пользу яко бы изобретая новые полимеры, искусственный интеллект, пришить голову носорога к телу рыбы. До такой степени изуродовать мир, что жить в нём станет невозможно. А можно научиться любить мир как есть и этим привнести открытие через откровения. Так поступила одна монахиня в Таиланде. Около 50 лет назад создала напиток, которым в монастыре Тамкрабок спасаются люди, приезжая со всего мира, от вредных привычек, чуть ли не со 100% положительным исходом от лечения. О монастыре я уже писал здесь.



Если недеяние и молчание - самое благостное из путей, то какова же его материальная форма для ученичества? Конечно, это любовь. Сливаться телами, учиться чувствовать полноту. Именно за этим и дано чувство любви человеку. Круглый год! В любое время дня и ночи! Однако, чтобы не на объект его культивировать, а через объект. В мир. Не «любовь, потому что окситоцин», а «окситоцин затем, чтобы была любовь». Совсем другая, обратная формулировка. Человечество этой эпохи активно пытается доказать первую. Как? Тем же способом, каким можно доказать и обратную! Здесь мне сразу вспоминается одна девушка, поделившаяся со мной историей о душевной боли.



Жила-была красавица. И в самом деле – русская, словно из песни, или былины. И была у красавицы грудь белая, как у лебедя. Мягкая, полная. Родилась красавица в мире современном, гнусном. Гордилась красотой, грудью. И однажды, соблазнившись вином, попала в неприятную историю: попытались воспользоваться её состоянием. Вреда не принесли, но груди коснулись прокуренные, грубые пальцы человека низкого, злого. И в тот момент вдруг грудь, такая полная, обвисла – и навсегда. Девушка, когда рассказывала мне эту историю, плакала. Конечно, женские слёзы своеобразны, но смысл, где звучат фразы «поруганная честь», «юность души», «невинность ума» в этой истории неожиданно налились звуком набата для меня. Мы можем по-разному трактовать эту ситуацию, но душевную боль, связанную со сломанной гордыней, наказанием за пренебрежение даром, невозможно охарактеризовать ничем, кроме как душевная боль. «Никому, никогда не ласкать той груди, не целовать - горько сказала девушка  и снова вздохнула. – Глупая была, гордячка. Не верила и не ценила. Смеялась над парнями. А жизнь вот так надо мной посмеялась».



Подобных историй у меня на памяти не одна. Но это – самая показательная. Пожалуй, у каждого в жизни происходит что-то подобное, связанное с утерей самого дорогого - внутреннего чувства гармонии. Поэтому я и склонен говорить: есть единственный успех и слава – быть в согласии с собой, всё остальное может лишь прилагаться к этому. Деньги, власть. Что толку от роскоши, если из-за него теряешь связь с самым главным. И пример каким быть - он есть. Истинное благородство и ум – изящная простота природы. Не карьера, кредитная история, история цивилизаций, город являются местом, где мы живем. А Божья воля – именно так раньше называли мир.



Душа самодостаточна – она высшая мера. Разум вынуждает суетиться. Заставить рзум суетиться, беспокоиться, озаботиться – и душу перестаешь замечать. В 19 веке человек был свободнее. Он был привязан разумом к одному делу – крестьянсву, и это давало свободу – чувствовать душевный комфорт несмотря на тяжесть физического труда. Поэтому не было психоанализа – не было надобности! Каждый решал сам в тот же момент. На сходе решали миром, или через земство. Сегодня городской человек куда больше ресурсов имеет и всё жалуется, что ему мало.


На озере Кара-Холь

Как же вернуться обратно? если не в 19 век, то к мироощущению того времени? По логике вещей - туда, где жизнь протекает иначе. Где не несешься по минутам, а не замечаешь даже часы. Конечно, это природа. Поход. Тайга!




Оказавшись в дикой природе, словно оказываешься в центре одухотворённого океана. Природа являет собой начальное состояние всего. Аничча. Состояние первозданного вещества. Читта. Состояние, из которого зародился мир, начинается сезон, день. Любая духовная практика.


На озеро Шурам-Холь

Мы с Аней часто говорим на подобные темы. Сегодня случился особенный диалог.

- Но я же вернусь в цивилизацию, и эта полнота спадет.
- Но ты же вернешься с "зарядом"
- Надолго ли его хватит?
- Нужно практиковать, возвращаясь сюда, в природу. Снова и снова. Это мой путь. Или совсем жить на природе. Но другие страны также тянут на них посмотреть. Путешественнику сложно выбирать. Когда весь мир открыт.

И тут она сказала мысли, которые, наверное, приходят в голову каждому в жизни.

- Я не понимаю, что правильно, а что нет. Как поступать, куда идти, к чему приложить силы.



И вот тут и хочется сказать: учитесь у Природы! Дорога научит. Как ручей, она всё вымоет и разложит по берегам, приведет в порядок -  отмоет и упорядочит любое, самое острое, уберет лишнее и уложит камушек к камушку для всеобщего предназначения. Посмотри на реку и увидишь, что она тот же пример силы, энергии Природы. Даже скалы и стволы деревьев переносит эта стихия – нет ничего на Земле мощнее воды, питающей и растения, и животных. Нет ничего сильнее Реки Жизни. Таков символизм языка Природы. Энергию, как и реку, нельзя создать или уничтожить, можно лишь только преобразовать - воспользоваться её течением.


Кара-Холь. Избушка отшельника

А если движения души нет, то и ничего нет. Физики говорят о том же, когда говорят об "энергии всего": ничего невозможно ни создать, ни уничтожить. Потому что энергия едина для всего с начала времён, то есть - с Большого взрыва, и сбособна только видоизменяться. Поэтому едино всё, как Река - ты, мир, твои чувства. Ничего нельзя отринуть, ничего невозможно не принять
.


После дождика туман. Сыро. Ночью похолодало.

Продолжение: Олбук и Шурам-Холь
Tags: 19 век, Россия и мы, Сибирь, Тоджа, Тува, аничча, беспокойный ум, буддизм, гармония, душа, любовь, молчание, природа, природа ума, река жизни, русский дух, тайга, читта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments