ardm2016

Categories:

В Северобайкальск и возвращение в Москву

Окончание. Ранее было Осень в Забайкалье

Я в электровозе на БАМе в 2001
Я в электровозе на БАМе в 2001
Предзимние горы БАМа
Предзимние горы БАМа

19 сентября. До Уаяна 80 км, машины раз в 15 минут. Автостопщиков никого, уехали быстро. Водитель — животновод, любит лошадей, начал с 1 коня и 10 кобыл. Солярку и масло не купишь на АЗС, приходится идти на хитрости, выменивать их на навоз, и всё так... Повезло, что арендует у знакомых, родственников. Иначе бы, говорит, кранты... Такой вот «малый бизнес».

Ода малому бизнесу
Ода малому бизнесу

Следом подвезла машина-будка с бригадой лесных пожарников из 10 человек. Едут тушить пожар, дислоцируются с одного места тушения на другое. Аня неожиданно оказалась в тесной компании курящих, бухих мужиков. Один тут же предложил выпить, при чем дважды. Другой конфетку подарил. Третий приобнял со словами: 

— Я тебя никогда не забуду!

А начальник сказал просто: 

— Оставайся! У меня ордена, заслуги. Если с моей сойдёшься — живи!

Орден, как выяснилось потом, один есть. Ещё один пожарник настойчиво предлагал ехать на пожар и ночевать там. Половина лыка не вязали...Только оправились от Дикой Бригады, а тут вот ещё одна... Но очень весёлая компания, в отличие от тех. Душевно живут.

Два часа ехали с ними в Кичеру. Узнали все новости: Кодар всё лето в дыму, омуль в Ангару до сих пор не зашёл... Что ж, значит, не видать мне Кодара в этот раз! Помню его заснеженные пики в 2001 году, когда возвращался с Итурупа. Запало мне тогда в душу заветное слово «Забайкалье». На горизонте появилась ещё одна мечта! 

Таким я увидел Забайкалье впервые, в 2001
Таким я увидел Забайкалье впервые, в 2001
И сегодня воду здесь ещё пьют из рек
И сегодня воду здесь ещё пьют из рек

В 17 вечера были в Кичере. Тут откуда ни возьмись налетели комары, да какие крупные! Буквально сантиметровые. Этого мы никак не ожидали. Быстро доехали до Северобайкальска. Осень золотая, но дымка всё портит. Солнце — багровый шар.

Вся дорога от Кумора  до Северобайкальска занимает 6 часов.

В Северобайкальске остановились у новых по Умхею знакомых.

Город Северобайкальск
Город Северобайкальск

20 сентября. Купили билеты на поезд до Москвы с отправлением в 17 часов (по местн.) с прибытием в Москву 24 сентября.

Вокзал высокий, просторный — и не для людей. Всего пять мест ожидания... Столько роскоши и ноль комфорта. Лицмерие и пафос.

Прогулялись с Аней по городу. Сегодня тут сложно и представить, что во времена БАМА по городу висели лозунги: «БАМ — дорога в будущее Северного Забайкалья». А ведь я их видел.

Поезд сразу впечатлил сервисом. 7000 билет, а за что? Помнится, самолёт из Денвера в Нью-Йорк стоил дешевле, 100 долларов. По цене считай расстояние то же. Поезда кошмарные, вагоны 20-летней давности. Единственное, что здесь поменяли со времён СССР, это окна. Да и те проектировали чьи-то бездарные сынки. Иначе как можно было догадаться впиндюрить пластиковые ручки? Они же отвалятся! Зато куда ни глянь, везде реклама РЖД, как будто это крупная развивающаяся компания на уровне мировых трендов, а не отсталый монополист. За всё это время они только и научились, что второсортное бельё продавать 100 раз по цене нового.

В Подмосковных электричках такая же канитель с сидячими вагонами. Сиденья просто отваливаются назад. Какие проектировщики их конструируют?

Город Северобайкальск
Город Северобайкальск

4 дня в поезде ни душа тебе, ни даже удобных условий в туалет сходить. Раздобудь ведро, кружкой поливайся... Из одного ведра моются сами проводники, начальник поезда. И моют полы — то же ведро.

С электричеством такой же аншлаг. Они даже китайский генератор купить не в состоянии! Сиди, кукуй, смотри в окно, наслаждайся. Я уверен, тысячи людей уже возмущались на эти темы. Но РЖД как любой монополист, угодный власти, окружила себя толпой юристов и просто отфутболивают жалобы. Совсем как дружинники в феодальную эпоху.

Напоследок Аня макнулась в предзимнем Байкале, и мы выехали. Дымка везде. Если она заслоняла солнце всё лето, понятно и запоздание окончания сезона. Он — результат парникового эффекта. Днём +20, ночью к О. Первые заморозки были на днях. Все ждут наступления зимы.

Город Северобайкальск
Город Северобайкальск

21 сентября. Утро. Смотрим в окно — а всё белое, то есть — в снегу! Но позади, в Северобайкальске, ещё нет.

Аня спустя сутки в поезде: «Такая апатия в поезде накатывает... Люди сидят, только и делают, что жрут, жрут... И душно, как в клетке. Ночью тайга снится».

Ну да, живой мир удивителен! А стены из многоэтажек его буквально скрывают. Чтобы ты всегда только мечтал.

20 лет назад и сегодня - мало что изменилось
20 лет назад и сегодня - мало что изменилось
Подзаросло только...
Подзаросло только...

22 сентября. Правда, ехать в поезде после жизни на воле — мучение. Помнится, раньше смотрел также в окно и мечтал, наблюдая проплывающие огни, манящие в перелески дороги, уйти туда — в тишину, даль, за горизонт. А теперь стало хватать этих картин, как законченность. Но неудовлетворённость осталась — недогулял.

23 сентября. Аня отстала от поезда в Екатеринбурге. Просыпаюсь утром — рюкзак тут, вещи на месте, самой нету. А она вышла в три ночи проветрится, да не вдоль платформы — а решила по окрестностям: новый вокзал, старый вокзал, церковь... Перепутала время. Поезд и ушёл.

Город Северобайкальск
Город Северобайкальск

В Перьми я поднял шумиху и оставил ей паспорт. Но Аня ничего не добилась. Это меня даже на самолёт помнится посадили, когда летел на Сахалин и опоздал — по моей вине. Я не испытываю конфуза скандалить, добиваться. Аня такого делать не будет — ей важно, кто что подумает, кто что скажет. Наверное, так большинство женщин: со своими требовательны и эмоциональны, с чужими иначе. Ну, если не посадить на другой поезд, так остаток средств могли бы вернуть. Не захотела — поехала 1600 км автостопом. Денег то нет, хорошо симка оказалась в руках.

Маразмы РЖД
Маразмы РЖД

Советчиков сразу нашлось... Воздыхающих... Совестливых...

— Как же вы её так отпустили? Безответственный вы человек!

— Бедная девочка!

— Как же ты её бросил?

И даже:

— Она наверное в мае родилась? Тельцы вечно опаздывают.

Другие сидят, улыбаются.

Вот, переживай теперь, где она там ночью стопом едет. Как по лесу идти, сил нет, ветки тормозят, цепляют, рюкзак назад тянет. А как в поезде ехать — надо куда-то пойти, сил вдруг сразу море... Купили билет — езжай себе спокойно, в комфорте, тепле. Нет, надо ещё приключений! Именно тогда, когда они не нужны вовсе.

24 сентября. Благополучно добралась! Позже поезда на 12 часов. Даже увидела в своём приключении какой-то подвиг. Конечно подвиг, не ошибки же.

Итоги. Маршрут «Из Тывы в Бурятию пешком» по таёжным местам Саян, задуманный ещё в 2009, был успешно осуществлен в 2016. Маршрут был такой: Тоор-Хем — оз. Нойон — пос. Чезылар — р. Соруг — ур. Чойган — пос. Орлик — пос. Монды — оз. Байкал — Улан-Удэ — Баргузин — ур. Умхей — дорога «110 км» — Куморы — БАМ, пешком получилось около 220 км. За кадром остались: вулкан Кропоткина, Баргузинский хребет, Кодар. 

В целом, в нужных участках погода была прекрасная. Правильным выбором было оказаться в Окинском и Баргузинском районах именно осенью, то есть всё-таки двигаться с запада на восток, из Тывы в Бурятию, а не наоборот. В обратном направлении путешествовать легче: реки текут на запад. На восток только пешком.

Сложными участками похода я бы назвал таёжные завалы, образованные пожарами последнего десятилетия. Также путь скрасили бы пакрафты, на которых стало бы возможно каботажное плавание, пересечение озёр. Если бы у нас были пакрафты, вряд ли мы пошли бы вдоль Соруга пешком, скорее бы пересекли озеро Чойган. 

Сегодня в Забайкалье упал снег.

КОНЕЦ

Спасибо за внимание! Твёрдых Дорог!


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.