ardm2016

Categories:

Народность Акха: ценности акефального общества

Продолжаю свой этнографический монолог о народности акха, проживающей на севере Лаоса. В отличие от подобных ему акефальных обществ, например — хаджа в Танзании, акха ведёт традиционный образ жизни по старинке, без какой-либо иерархической структуры и даже конфессии, органично вплетаясь в современность. Начало здесь.

Опий. Это не Фотошоп
Опий. Это не Фотошоп

Кухня 

Заглядываю в сельский дом. Что это за птеродактиль над очагом коптится?

-Мяу? - показываю. Нет, отрицательно качают головой, не мяю, что вы! Мы кошек не едим, ни-ни. Это туйнен. 

Что, думаю, за зверь такой? Принесли шкуру этого туйнена. Боже, смотрю, это ж краснокнижный лесной кот! Сохранились еденичные экземпляры. Шкуру бедного зверя лаосцы - таксидермисты плотно напузанили банановыми листьями. Чтобы поймать такого кота, надо постараться, это очень скрытное животное.

Традиционная пища деревенских жителей в Лаосе это, конечно же, рис, который используется не только в качестве хлеба, гарнира, а в принципе в виде основной еды. В ЮВА рис, это основной пищевой продукт. У нас спрашивают детей: «Ты ел?» А в ЮВА обязательно добавляют: «Ты ел рис?». То есть, слово «рис» является частью самого этого вопроса, словосочетания. Культуры, как говорят в России, общепита.

Население горных деревень северного Лаоса плотное, 200 – 600 человек, деревни могут быть через каждые 2-3 километра. И все, от мала до велика употребляют в пищу рис как основное блюдо, на завтрак, обед, ужин, даже на перекус.

Весной можно увидеть мужчин с деревянными копьями в руках, разгуливающих по горным, освобождённым под посадки, склонам. Можно подумать, собрались на охоту. Нет! С помощью копий методично бороздят склон. Следом идущие женщины и дети бросают рисовые зерна щепотками в образовавшиеся лунки. Так вся лаосская семья выходит весной на посадку риса. Так вырастает лаосский хлеб – рис.

А вот и обед! Что на этот раз? Макароны? Гречка? Борщец? Блинчики? Нет, опять рис, всегда только он. Сорвал стручочки острого перца, подпалил их на углях, покрошил в рис – блюдо готово! Ну а уж если корней из леса принесёшь, листьев съедобных отваришь, моллюсков из лужицы - это уже пир! Есть у лаосцев чему поучиться. В пищу используется всё от беспозвоночных до млекопитающих: обезьян здесь давно съели. 


Сушёные крыски в пляске святого Витта
Сушёные крыски в пляске святого Витта

Если вы заглянули на обед в лаосскую деревню, что же может быть подано к рису кроме кошатины, крысятины, варанятины? 

Это: лесные клопы, муравьи и их личинки, печёные цикады и жуки-навозники, сверчки, кузнечики, болотная тина, разорённое царство мелких пернатых, улитки, прудовики, лягушатина. 

Боже... да вырастите вы цеплят!
Боже... да вырастите вы цеплят!

Горизонты лаосского общепита, в целом, необозримы. В пищу идёт всё, что не только летает или ползает, но и даже шелестит. Филина на обед? Сойку? Пожалуйста! Игуанку? Змею? 

Конечно, есть у лаосцев куры, утки, свиньи и буйволы. Но это мясо – по праздникам, ибо ни животноводство, ни сельское хозяйство здесь на современном уровне развито слабо. Производственные плантации лаосцев, это участки затопляемой в период дождей поймы реки, сельско-хозяйственная техника – мотоцикл, орудия труда мотыга, мачете, плуг или даже соха. Трактор в лучшем случае один на десяток деревень.

Бамбуковые емкости для воды с затычками из бамбуковых листьев. то есть, даже пластиковые бутылки сюда массово ещё не докатились
Бамбуковые емкости для воды с затычками из бамбуковых листьев. то есть, даже пластиковые бутылки сюда массово ещё не докатились

«Кин као?» - даже с какой-то робостью приветствует хозяин. «Мее», - говорю, то есть - давай. И добавляю: «Хоуп джай», - спасибо. Простой, звучный язык: кин, као, пай, нон, нын, нам, - и это список из основных слов: кушать, рис, идти, спать, единица, вода. 

Типичный быт
Типичный быт

Достаю свой чёрный от копоти, неотличимый от скарба лаосцев котелочек, пристраиваю на углях. Чай с сахаром – что может быть лучше с дальней дороги. Женщина посуетилась с дровами и снова принялась за шитьё. Как в детстве, так и сегодня. Как сотни лет назад – так и сейчас. Поддерживает очаг. Шьёт. Носит дрова. Кормит кур, копается в огороде. Она трудолюбива и скромна. Она не будет сидеть дома и пилить мужа, что «хорошо бы»... И не будет пытаться манипулировать им. Муж знает своё дело, а её дело – шить, и всё остальное, что давно известно. Что заложено ещё тогда, на дороге, когда мама несла уткнувшегося личиком в грудь кутёнка и пела ему славные песни о любви и мире. Тогда тоже были дороги, другие, но принципы в Лаосе сохранились те же.

И вот, наблюдаю я, одно из них — это моногамия. Характерная для многих акефальных обществ, что говорит уже само за себя: традиционная форма семьи для успешного ведения хозяйства и выживания должна быть именно такова, и никакая иначе. При этом, даже скрепы не нужны. Потому что в природе они уже есть — она сама как основа существования.

Побросали и убежали. А я спрятался
Побросали и убежали. А я спрятался

И здесь, как наверное и в любом первобытном обществе, становится понятно, почему именно мужчина считается глава семьи. Потому что женщина хранительница даже не очага, а генофонда. Что у женщины главное, это детородность — что и подчёркивается в одежде, в обнажении груди. Когда говорят, что «женщина — хранительница очага», что это на самом деле значит? Что хранительница генов, а не накладных ногтей или краски для волос. Отсюда видимо и все эти многочисленные запреты для женщин:

— потому, что женщине легко ошибиться, сойти с пути, ведь самодостаточность женщин изначально способностью к деторождению высока;

— и ошибки эти непоправимы. То есть, достаточно раз хорошо застудиться, или приобрести вредные привычки, чтобы навредить своему генофонду раз и навсегда.

Поэтому так распространены обереги, или идея нечистоты, проклятия, связанные с женщинами, к примеру — у народов севера. Переступила не так через порог, воду разлила — плохая примета... Эти приметы, как и хиджаб, нужны, чтобы постоянно напоминать самой же женщине о возможности её же ошибки. Чтобы не осталась без способности родить и... без пары. Особенно касательно выживания в тяжёлых природных условиях. Вот и весь сказ, вот и всё предназначение поверий. С оценочной стороны — глупых, бессмысленных. Но с точки зрения выживания, прикладного быта — мудрых, отработанных поколениями конструкций.

А роль мужчины? Вот и приоткрывается она — быть таким оберегом для женщины. 

Нам, мужчинам, в смысле хранения генофонда проще. И курить, и бухать нам относительно позволительно, ведь у нас сперматозоиды, как у женщин — яйцеклетки, не содержатся все уже изначально с рождения: природа приспособила нас именно выживать — попадать на охоте в непредсказуемые ситуации. Например, пробираться сквозь дымы лесных пожаров (курить). Или пить некачественную воду в отсутствие нормальных ручьев (бухать). Кстати, у акха я не видел, чтобы молодые женщины употребляли алкоголь. Пожилые, на празднествах — да. Но и они не наравне с мужчинами. Правда, курят частенько...

По этим же причинам — с точки зрения Эволюции, на Руси мужчина не считался хозяином, если в его семье меньше шести детей. То есть, этим отработанным правилом Эволюция (разумей — Бог) как бы говорит: иначе обществу просто не выжить. Оно и понятно, до 12 лет доживало менее 52%. 

И рассуждаем далее. Мужчине проще оставаться без пары. Оставаясь таковым, мужчина продолжает быть тинейджером — продолжает искать женщину и только матереет (при условии здорового образа жизни). А женщина с возрастом увядает, в том и разница. Для Эволюции, то есть — продолжения рода, варианта может быть только два: как в случае с Русью, это большая семья в самом начале, или связь опытный-молодая для небольшого, но качественного союза. Эти формы семейных отношений будут самыми эффективными.

Парадокс, что матереет — от слова мать.

Костёр горит молча. Бывает, он начинает разговаривать, что-то вычмокивает или выдает с шипом или свистом. Тогда озираешься, особенно если в полутьме, и первая реакция: «Кто здесь?» Но сегодня огонь молчит. Он согласен со мной. И с миром. Хорошо, когда чувствуется, что ты, огонь, мир и эти незнакомые тебе люди, для которых ты столь же чудесен – единое целое, все вместе. Лаосцев, наверное, не покидает это чувство единения с природой, потому что оно не тонет в пучине цивилизации, а только растёт. 

И снова на ум приходит Россия, с её настроением беспросветности серой мглы. Странное дело! Вот не понимаю я этого противоречия: да вы научитесь сначала у азиатов детей растить по 3-5 штук, а потом будете учиться практиковать гомеопатию, сыроедение, религию, медитации. Заводить квартиры-машины (принцип, который я называю Экспонента счастья). Это именно потом надо делать, а не предварительно перед тем, что является основой всей жизни. А то ум то есть, а вот разум за последнюю сотню лет Россия окончательно растеряла.

Хозяин сегодня пришёл с охоты и принёс добычу – лесную белку. Женщина отложила шитьё, быстренько приготовила зверя и подала нам на деревянном подносе на ножках (таков стол). К мясу полагались рис, слегка сброженные бобы и отварная зелень. Ежедневно один и тот же рацион, иногда сдабриваемый удачной охотой. 

Мы сели, начали трапезу; жена отдельно принесла мужу печёнку зверя – так положено, которой поделились и со мной. Наблюдая, как почтительно в Лаосе относятся к пище, и особенно к мясной, рассуждения европейцев о вегетарианстве кажется наивной брехней. Если лишить Азию употребления мяса и посадить на рис и лопухи, особенно это касается засушливых областей, где урожая почти что не бывает, то страна наполовину вымрет. Только неприхотливая свинья, которая ест всё подряд, способна вырасти здесь до приличного объёма, и свиньи очень ценятся. Детенышей свиней при необходимости женщины кормят своим молоком – я видел раз, но не успел сфотографировать. А потом съедают – и без сожалений: таков привычный круговорот жизни в лаосской природе. Свиньи и курицы, после риса они следующие в жизненном списке преобладающей части Ю-В Азии. На одном припасённом рисе тут долго не протянешь. Поэтому рассказчика, повествующего о необходимости вегетарианства, лаосцы вряд ли воспримут за нормального.

Кормление поросят грудью, это очень интересное явление социальной жизни горных лаосцев. Известно, что с молоком матери младенец получает большой комплекс веществ, генетически предназначенных именно для этого ребёнка, влияющий на формирование иммунитета, содержащий гормоны и витамины. При чём доподлинно установлено, что с молоком уже не матери, а кормилицы, младенец недополучает этих веществ и приобретает её характер, формируются иные фенотипические признаки. Кормление молочных поросят грудью повествует нам о большой генетической связи между видами.

В каждой деревне есть и общий дом, где обитает староста деревни и его семья. Всегда – крыша над головой, где иной лаосец, совершающий дальний переход, может остановиться переночевать. Но и в целом, любой лаосский дом в небольшой деревушке – место, куда может заглянуть на огонёк любой, даже чужак. Т. е. место для общения: граница между «своим» и «чужим» в Лаосе также размыта, как между «домом» и «улицей», «семьёй» и «коммуной». Поэтому нет ничего удивительного в том, что к ночи в доме, где я решил переночевать, набралось гостей. С интересом люди разглядывали мои вещи, когда я стал поочерёдно извлекать их из рюкзака, и протестировали все незнакомые им продукты – российский шоколад «Аленка», хлопья «Геркулес», халву. Самостоятельно развязывали мешки, будто это их личные вещи, брали по маленькому кусочку и делили его по крошкам на всех. Также лаосцы любят поступать и с твоими карманами: вытащат всё на свет, рассмотрят, потом сложат обратно. Не думайте, что они решили вас ограбить: лаосцу присуще любопытство, не покидающее его в течении всей жизни.

Вечный Новый год
Вечный Новый год

Оттрапезничав мы занялись обменом словами, но так и не пришли в общему выводу: никто из моих новых знакомых, которых к ночи набралось уже полный дом, так и не смог выговорить слово «бронетранспортёр». А я в свою очередь не понимал и десятой доли того, чего меня спрашивают. Но атмосфера стояла прекрасная, все смеялись. Я чувствовал себя как дома, и уж конечно здесь нечего было опасаться.

Источники: 

https://ardm.livejournal.com/29573.html

https://ardm.livejournal.com/35232.html

https://ardm.livejournal.com/30470.html

Окончание следует...


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.