ardm2016

Categories:

Тиуанако. Что оставили Дети Ягуара

Продолжение. Ранее Прикоснуться к Пума-Пунку: ошеломляющие технологии Древних

Далее передохнул в гесте и в 15 часов отправился к Воротам Солнца – в основную половину «археологический комплекс Тиуанако».

Общий вид от Врат Луны на пирамиду Акопана и Ворота Солнца. Стена Каласайя сегодня.
Общий вид от Врат Луны на пирамиду Акопана и Ворота Солнца. Стена Каласайя сегодня.
Вид с пирамиды Акопана
Вид с пирамиды Акопана

Впечатления. Эта часть состоит из почти десятка отдельных объектов за одним забором. Главных достопримечательностей две. Это Ворота Солнца и стена Kalasasaya – некогда существовавшего дворца, восстановленного в периметре. Что от него оставалось, можно увидеть по фото 1873 года, репродукция с которого висит в музее. То есть, по сути, ничего. Один кусок стены, торчащие из земли камни по периметру и монолит лестницы Главного Входа. Также не известно, как этот дворец выглядил внутри и почему его периметр такой большой. То есть, что это дворец — тоже условно. 

Храм Каласасайя (на языке аймара - "место вертикально стоящих камней"). Камни высотой более 3,5 м опоясывают приподнятую площадку 150х150 метров. Внутри располагались статуи, некоторые были найдены.

1873
1873
Каласайя 1903
Каласайя 1903

Периметр Каласайя ориентирован в соответствии со звездным небом. Определенные его детали были нацелены на конкретные созвездия, точки равноденствия и солнцестояния.

Также в начале 20 в было обнаружено, что астрономическая ориентация храма не соответствует сегодняшнему наклону Земной оси. В связи с этим, в 1926 году начала работы Германская астрономическая комиссия, в состав которой вошли доктор Ганс Людендорф, доктор Арнольд Кольшуттер и доктор Рольф Мюллер. Итогом её работы стали даты 10050 год, либо 4050 год до РХ.

В Каласайя археологи достоверно выделили две области: центральную и церемониальную. Восстановили только то, что достоверно определено.

Западная стена Каласайя сегодня - смотрится шикарно
Западная стена Каласайя сегодня - смотрится шикарно

На самом деле, масштабы вандализма были страшные. И это не только вчера, а начиная с завоевания испанцами. Вот некторые известные примеры: Тиуанако использовали просто как карьер по добыче камня... Стены взрывали, статуи разбивали. Пирамиду Акопана раскопали в поисках сокровищ. В другой раз здесь основали крепость... Археологи реально провели грандиозную работу по расчистке и восстановлению Тиуанако. 

Другие старые фотографии смотрите здесь, в испанской версии википедии.

То же относится и почти ко всем объектам этой части «археологический комплекс Тиуанако», реконструированной в 1980-ых. То, что было выкопано из земли и оставлено на месте — это реально. Храм Лиц был откопан в 1960, он более-менее сохранился, но тоже был реконструирован. Цельные ворота Главного входа Каласайя, такие притягательные — полная реконструкция.

Главный вход Каласайя. Воображение так и рисует межзвёздный портал... Реконструкция 1980-ых. Верхние две ступеньки лестницы ворот - единый монолит.
Главный вход Каласайя. Воображение так и рисует межзвёздный портал... Реконструкция 1980-ых. Верхние две ступеньки лестницы ворот - единый монолит.
Главный вход Каласайя фото 1903
Главный вход Каласайя фото 1903

Ворота Солнца это независимо стоящие каменные ворота с рельефом по камню с восточной стороны, и нишами с западной. Это цельная глыба андезита в 10 тонн, доставленная сюда Бог весть как из Перу. Когда видишь эту глыбу, то фраза «Бог весть как» становится буквальной и воспринимается не иначе, как народная мудрость.

Резьба Ворот, освещаемая солнцем только ранним утром, это 50 крылатых созданий и бог-солнце Виракоча с лицом пумы посредине, символами кондора и рыб. Похоже на ангелов и их предводителя. 

Меня более заинтересовала не эта резьба, а ниши по другую сторону Ворот. Скорее всего, эти странные ниши были предназначены для фигур. Повыше — для 4-х спутников богов, вроде наших Евангелистов. А две длинные ниже — для Пророков. Почему я настаиваю на нишах для фигур? Ну а вы посмотрите, обратите внимание на вырезки для вставок. Они же явно для слюды, стекол или ещё там чего... Ну как это и принято в витринах.

Ощущение, что ворота не на месте. Скорее всего, они раньше стояли в Пума-Пунку. Стоят они не на центральной линии Главный вход — Каласайя, где им вроде бы место, а в стороне от основных площадок.

1903
1903

Да и по одной из легенд, Тиоуанако, кстати — переводится как «Дети Ягуара», был возведён как центр, отмечающий приход богов в Пума-Пунку. Ну что ж… Тогда вероятнее предположить, что

1. восточная сторона Ворот Солнца и символизирует приход богов с их предводителем. То есть — утром, на заре... Мира, жизни, как угодно. 

2. А сам проём ворот это символ прихода – портал. 

3. Тогда в нишах, естественно, стояли фигуры последователей «дел богов». Наподобие, как я уже упомянул, Евангелистов и пророков.

Круто я понял?

Другие объекты, заслуживающие внимания, это: 

-Подземный Храм, который хочется называть "храм лиц", откопанный только в 1960-ых. Это выступающие по периметру из стены головы. На некоторых из них такие же шапки, как на Моаи острова Пасхи. Эти лица подземного храма, откопанного в 60-ых прошлого века, не сказать чтобы разные, но есть существенно отличающиеся, например белое узкое лицо с большими глазными впадинами. Во многом реконструкция;

-Дворец Саркофагов, Путуни, где существовали погребальные камеры с выходами во внутренний двор. У дверей камер была система закрытия, состоящая из раздвижной каменной двери, которая скользит при увлажнении пола. Дренажная система,

-пирамида Акапана ("искусственная гора"); 210 на 210 м, высота 18 м. Полностью насыпная, похожа скорее на курган, чем на пирамиду. На ней когда-то был храм или группа храмов, расположенная на площадке в виде Андского креста. Какое-то время стояла крепость... Сегодня — гигантская трашея от мародёрского раскопа.

На вершине пирамиды
На вершине пирамиды

Внутри холма в 1933 археологи обнаружили переплетение зигзагообразных каменных водотоков. Вода в них попадала из резервуара на вершине. Назначение каналов не исчерпывается одними только бытовыми нуждами, истинное назначение их имеет религиозный смысл. 

И правда: лежит камень в степи...
И правда: лежит камень в степи...

-несколько каменных изваяний, одно из которых это бородатая статуя Виракочи;

Монах: человек с посохом, на поясе - изображения крабов, под глазом слеза
Монах: человек с посохом, на поясе - изображения крабов, под глазом слеза
Барельефы представляют собой перья, кондоров и шахматные фигуры. Считается, что он несет скипетр, который заканчивается с обеих сторон рыбьей головой. Очень сложная витиеватая резьба!
Барельефы представляют собой перья, кондоров и шахматные фигуры. Считается, что он несет скипетр, который заканчивается с обеих сторон рыбьей головой. Очень сложная витиеватая резьба!

-исключением комплекса являются несколько объектов, где технологии подобны Пума-Пунку (Кантаталита). Нет сомнений, что строительства происходили в разное время, но наследники знали и помнили о могуществе предшественников, почему и поддерживали комплекс.

Кантаталита меня удивил больше всего. Единый монолит. Идеальные андезитовые блоки. Вырезки в камне в виде Андских крестов идеальны. На внутренней их поверхности были дополнительные изображения.

И конечно, внимания заслуживает гигантская (7.30 м, 20 тонн) фигура в музее, называемая Монолит Беннетта, извлеченная археологами из земли на месте Подземного Храма в 1932, где монолит когда-то и возвышался. История монолита полна событий. Читая ее удивляешься, как монолит не пострадал от рук многочисленных вандалов и остался жив. Долгое время он стоял в Ла-Пасе и пережил ряд военных событий, чуть не погиб от рук атеистов. А сегодня... ее даже в музее фотографировать нельзя!

Монолит посвящён Пачамаме, о которой я уже писал. И скорее всего связан со стеллами  Яйя-Мамы. На голове истукана шапка по типу «Моаи». 

Здесь же, в музее, висит фотография Тиуанако 1873.

А если вы посмотрите на топографическую карту, вы увидите ещё одну символичность Тиуанако. Вот, на востоке простирается сельва. Это словно Мать-Природа, то есть Пачамама, откуда вышло человечество. Идёт оно через Врата, под взглядом Богов — к морю, символизирующему бесконечность существования и вселенной. То есть, горное плато это Средний мир. Где живём мы, люди. Где ни жарко, ни холодно. Нет катаклизмов, возможно земледелие и животноводство. Идеально.

Другие объекты Тиуанако:

В том числе и найденная здесь базальтовая пума:

Бесплатно проникнуть в Тиуанако  не сложно. Для этого от главного входа и музеев надо идти по шпалам вдоль забора до первых ворот. Под воротами можно постараться пролезть, или перелезть через них. Эта часть глухая, здесь высокая трава и холм – пирамида закрывает вас от смотрящей наверху. Перелезли, и дальше идем вдоль забора, теперь уже по территории комплекса, огибаем холм – пирамиду и выходим на дорожку.

Реконструкция Тиуанако
Реконструкция Тиуанако

Оставаться в городке не стал. Только сел в маршрутку в Ла-Пас, на выезде к трассе смотрю дым, человек колдует у костра. Выскочил и к нему. Оказывается, здесь до сих пор исповедуется солнечный культ. На закате я и успел. Люди вместе со жрецом сложили пальцы пирамидами – посмотрели через проем на солнце и что-то произнесли. Затем поклонились солнцу. И так трижды. Ладонями стали проводить по ушам, не касаясь их. Аккуратно сложили подношения в огонь. Из увиденного я понял одно. Что культ солнца в Боливии практикуется до сих пор. Есть определённая система знаков и жестов. Это не для туристов. Храмовый комплекс находится как раз на въезде в посёлок Тиуанако. Что за ритуалы здесь происходят — не известно. У них нет расписания.

Следующим минивэном доехал до terminal de transporte interprovicial Ciudad de El Alto, думал перекантоваться ночку на ней, да она на ночь закрывается! Что ж, думаю, не в городе же торчать. Поеду в село, благо, в Боливии интересно устроено: овсяные поля начинаются у края города, то есть местные по сути живут в деревне и ездят в город через день-два продать что-нибудь. В Боливии можно вот жить в деревне близко к городу и ездить погулять в него на денёк... Короче, решил: проеду сколько, заночую, а утром выйду на трассу и заодно окрестности посмотрю. Вышел я тогда обратно на дорогу (номер 2, утром была номер 1) и сел в маршрутку в сторону Капакабаны. Доехал до Святой Анны, это 20 км, посмотрев местность по maps.me, и забрался в овсяные поля.

Блоки для реставрации
Блоки для реставрации

По пути произошла такая история. Минивен вяз в пробках, дверь открылась, стал садиться пассажир, парень. Внезапно он выхватил телефон у соседа и скрылся. То есть ночь, мало что видно, телефон светится в маршрутке у тех, кто сидит у выхода. Беспроигрышный вариант. Самое интересное, что почти никто и не заметил. Владелец не успел и сообразить, что делать, как вор уже исчез, захлопнув за собой дверь. Наука: не шатайся по темноте никогда!

Продолжение Копакабана - озеро Титикака


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.