Чаваньга - Кузомень
Продолжение. Ранее было Предчувствие цивилизации. Тетрино

16 октября.
С утра Тетрино произвело больше впечатления, чем накануне вечером. Здесь ещё видна «старина». Нам свезло увидеть эту деревню в один из последних дней Бабьего Лета. И осень приблизилась... Если перед Сосновкой она была в разгаре, то теперь мы наблюдали последние золотые листочки. КАРТА

От Тетрино снова пешком, но настроения нет – везде неприятные следы присутствия людей: мусор, бесхозяйственность, какая-то скрытая ненависть к миру.

Через 10 км тоня — даже на чай не пригласили. Другая через 5 км, здесь двое молодых парней — угостили их зефиром… так они обиделись, что колбасы не принесли. Это при том, что мы уже рассказали: путешественники, идём с Дальних Зеленцов – с Мурманского берега. Не верят, смеются. А сами каждый день на мотоцикле в поселок возвращаются. Еле выпросили позавчерашнюю кумжу, которая валялась в баркасе для собаки. Здесь один выход — начинать варить «кашу из топора», жарить голову и кусочек хвоста и предлагать угоститься. Рыбакам станет стыдно, может, чего и подкинут.

17 октября.
Ночью сильно приморозило, пошел снег. Утром белым-бело! Мы опять не торопимся, погруженные в новые, на этот раз Новогодние впечатления, и через 3 км приостанавливаемся у реки Ромбач «на чаевку» у костра. Вокруг все те же прекрасные северные елочки... Высокие стволы, короткие ветви – и лёгкий снежок на них. Настроение праздничное, и тут же прицепились слова: «Зима, зима – кругом снега, запорошила дома… Снег кружится – летает, не тает… Заметает зима, заметает».


За пару км перед Чаваньгой изба рыбаков – здесь люди оказались людьми, напоили чаем. На тоне два брата, ловят семгу. В избе висит самодельный кораблик — символ их совместного дела.
Вечер в этой половине октября уже наступает быстро, где-то около 16, поэтому внезапно воспаряли духом и махнули 10 км до Чаваньги, нацелившись до избы Валдай. От Чаваньги уже насыпь дороги, на ней единственный дорожный знак на всем пути до Кузоменя. Колеи и канавы, мосты — и все это буквально отпугивает назад, в лес. Дорожная полоса бесцеремонна, как обнажённый нерв.

На Валдае оказалось тепло, печь натоплена, семга на столе, замка нет — это глоток воздуха для нас. Располагаемся.
Продолжение Варзуга. Почти три месяца пешком