От Поноя до Сосновки
Продолжение. Ранее было О чем говорит скалистое Кольское побережье

27 сентября.
Поднимаемся по тропе от Лахты снова в горы. За Поноем и теплее, и зелени больше, чем тронутой осенью листвы. Что-то с разыгравшимся за последние недели солнышком мы как-то и позабыли о дождливых временах, беспечно залипаем на ягодных припёках. Через 5 км пути боль в ноге уже дала о себе знать – идти стало невыносимо. Однако, минуем тоню на мысу Красный. Тучками летают казарки, но людей боятся, загодя меняют траекторию и подкрасться из-за сопки не дают. КАРТА

На ночлег останавливаемся в бухте, где на карте обозначено: «Рыбачья изба Кузьмина». После Поноя на юг по Терскому берегу тони встречаются часто, а вот на север их нет — кроме одной на Корабельный. Поэтому эта часть маршрута самая лёгкая – благодаря не только тоням, но и ровному рельефу, отсутствию заболоченных пространств. Дрова почти везде, приливы не существенны, хорошие тропы, а то и дороги. Тоня это рыбацкий стан, где люди ловят семгу с августа по первую половину сентября. Сегодня здесь уже никого.

Рядом с избой Кузьмина баня. Говорю Диме – мы теперь можем устраивать бани чуть ли не ежедневно. Он не верит. По сравнению с предыдущими частями пути это звучит фантастически. Единственно возможная трудность сейчас это холода и октябрьские ветра. Именно поэтому в планах было оставить Поной позади на крайний случай 25 сентября – чтобы не попасть в снег. Двигаемся, как говорится, впритык.


28 сентября.
Следующая рыбацкая изба в бухте Кислоха. Здесь обедаем найденной банкой солянки. Затем переход на «Кузьминские Новинки» – целый комплекс построек. Да, это Кузьмин был человек активный. Нежданно к сумеркам поднимается ветер и я уже рад, что мы не рискнули отправиться еще на 10 км вперед, до следующей избы. Об избах выспросил заранее у Сергея ещё на Терско-Орловском маяке, и вот – информация пригодилась. Теперь, зная их расположение, мы управляем временем и знаем, даже если грозит непогода, что нас ожидает впереди. К ночи ветер усиливается в порывах до 25-28 м/с, на море шторм, брызги оседают на окнах.

29 сентября.
Весь день в избе. Ветер утих только к вечеру. Изба светлая, просторная. Непогода была столь сильна, что я уже начал подсчитывать запасы. Но все стихло, завтра явно ходовой день.



30 сентября.
От избы Кузьминские Новинки до следующей жилой на реке Даниловка ходу оказалось 5 часов, это 10 км. Правильно, что не рискнули на переход позавчера — до темноты оставалось 2,5 ч, явно не успели бы и влипли в шторм.
Характер местности опять изменился: подъем берега небольшой, зато каждая более-менее крупная речушка в смехотворном приливном каньоне, который каждый раз приходится обходить — петлять. На подходе к реке Даниловке попался медведь. Солнышка сегодня не было. В избе на Даниловке с едой уже не ахти как, и я поругал Димку, что он поленился собрать картошку в Долгой губе, где та валялась прямо на берегу.

Остановились в «доме связистов» на реке Пялка (двойные окна, отличный зимний дом). Место красивое: на берегу реки, кругом желтеет лесочек, цветет тысячелистник как ни в чем не бывало. Топим печь (куда дрова влезают по метру), дом наполняется паром, давно его никто не протапливал, а дом отличный - лучший с Поноя. Я все вспоминал сегодняшнего мишку, который то бежал, то останавливался и оборачивался. Красота! Если бы не зима, путешествовать можно было бы бесконечно!

1 октября.
Солнышко выглянуло ненадолго, вчера его совсем не было. Но тепло, пока без заморозков. Двигаемся дальше вдоль Белого моря.

Район побережья реки Пялка - мыс Красные Щелья и дальше - это множество небольших скал, обнажающихся по отливу. Миниатюрно-живописно: воображение рисует то вздыбленные кили утонувших кораблей, то зубья полуразрушенных башен. Я долго фотографировал – поэтому вышли поздно, в 12.00. Не успели выйти – гусь крылом машет, а взлететь не может. Подошли ближе – оказалось, что коршун охотится. Истерзал птицу когтями. Хищника мы спугнули, и он оставил добычу нам. 20 метров в сторону - и прошли бы мимо. Это показало мне, как простой случай порой рациональней осёдлого труда, особенно когда инстинкты обострены. Проще путешествовать, чем возделывать землю – в дороге и легче чувствуется, и больше свободного времени, и сил на производство пищи расходуется меньше. Как в сегодняшнем случае – вырастить гуся много сложнее, чем просто его найти. Я всё больше прихожу к выводу, что путешествовать – это и есть призвание человека.

Во второй половине дня солнце скрылось, шли по болотисто-каменистой местности. На ночлег остановились за 6 км после мыса Красные Щелья.


Здесь оказался сарай, буржуйка из бочки, которую топишь кругляками дров, об избе не идет и речи - щели со всех сторон. До этого нам встречались (после Поноя) каменные печи и отличные дома, а тут... даже расстроились!
Припомнилась и последняя ночевка: отличные кровати, матрасы, подушки — постельного белья только не хватало! И тут — нате, получите барак! Карты на этот район у меня нет, поэтому не могу сказать, где мы точно.
Перед сараем снова встретился олененок, но этот не подошёл, а почему-то запрыгнул в море.
Справа подступил лес — желтизной берез и зеленью елок. Погода вроде и ничего, не скажешь, что уже 1 октября! И так торопиться не хочется... На Пялке бы прожил и день, и два. По мысу Красные Щелья полазил бы еще — там много вдающихся в берег разрезов, скалистых, живописных. Набрели на скалу — каменное «окно» в полутораметровой скале!


Завтра по плану выход на реку Снежница.
Продолжение Сосновка - река Бабья