Categories:

Через Ла-Пас в Тиуонако

Продолжение. Ранее Старинные полотна Сукре

12 апреля. 

Ехали 12 часов. Ла-Пас встретил дождливым туманом. Напоследок посетил собор Сан-Франциско. Если вы в Ла-Пас всего на день или проездом и есть 2-3 часа, шагайте прямиком к этому собору. Потом сделаете круг через площадь Мурильо, спуститесь к Рынку ведьм (Mercado de brujas) и оттуда улочками вернетесь на автостанцию.

Вечером у Сан-Франциско
Вечером у Сан-Франциско

В этот раз я заплатил за билет — дважды уже пытался прорватьтся в Сан-Франциско бесплатно. В целом, в соборе мало что интересного. Гранит присутствует, но в отличие от Сукре, стены монастыря сложены из галечных валунов и крошки. Поэтому монастырь страдал от селей, и сохранился лишь в отремонтированном виде. 

Особенно мне понравились вот эти вот странные ребята на ФАСАДЕ СОБОРА. Здесь же явно сказано, что это - фаллосы. Внизу по центру - Пачамама
Особенно мне понравились вот эти вот странные ребята на ФАСАДЕ СОБОРА. Здесь же явно сказано, что это - фаллосы. Внизу по центру - Пачамама

Самую старую часть Сан-Франциско наполовину снесли лет 150 назад, как раз уникальную гранитную анфиладу, — вот вдумаемся, о чем это говорит? Что новые хозяева и знать не хотели культурных достижений прежних эпох. Но до сих пор в Сан-Франциско сохранились символы францисканцев, иезуитов и окна из алебастра. Витражи конечно, они — отдельная достопримечательность. И... фаллические изображения прямо по фасаду!

Сркещенные руки на фасаде - символ францисканцев
Сркещенные руки на фасаде - символ францисканцев

По сохранившимся изображениям, гранитная анфилада напоминала подобную Red форту из Индии. Считается, что история происхождения одна — Римская империя. Но сама Римская империя, яко бы благодаря котрой сложилась последующая европейская культура, распространяется дальше сегодняшнего её понимания. Римские дороги равны Инкским дорогам, например. Но исторической общности между этими двумя культурами якобы нет (потому что быть не может!). То же вот и в архитектуре.

Резной фасад собра не проходите мимо. Он — наследние колониального периода, которое и до сих пор бросается в глаза. Как же он эффективно смотрелся, когда в городе не было зданий выше колоколен, цветов — ярче людской разнарядки, а шума сильнее, чем клацанье копыт и музыки из ближайшего кабака.

На фасаде резвятся языческие фигурки, и снова я вспоминаю Дмитровский собор во Владимире и подобные им.

Далее я поднялся выше автобусной станции на точку (16°29′42.18″S 68°09′04.67″W), откуда идут минивены на Капакабану. В надежде уехать на Тиуанако. На самом деле эта точка дочерняя terminal de transporte interprovicial Ciudad de El Alto, расположенной как раз на выезде в сторону Перу. Уехать можно с обеих, да и в целом, как выяснилось, просто с дороги, выйдя на Wana Jawira c Телеферико. С моей же точки оказалось, что на Тиуанако автобусы только утром. И опять в виде туров. Тогда спросил автобусы на Desaguadero, это уже граница с Перу. Выяснилось, что они за углом каждый час до 20-00 (2$). Тиоуанако на полпути. Или ехать на terminal de transporte interprovicial Ciudad de El Alto (будет стоить 1$). Вот такие вот хитрости!

Короче, в 3-30 я был в Тиуанако, впервые проехав по сельской Боливии не ночью на автобусе, а днем. Что интересного я увидел за окном?

Перекус на 10-рых это маис и картофель, площадь Тиоуанако
Перекус на 10-рых это маис и картофель, площадь Тиоуанако

Первое это сам минивэн. Здесь тебе и гора пирогов в качестве фастфуда, когда возвращаешься из города домой, и курица, и кто-нибудь вяжет. Ремнем можно не пристёгиваться, однако, обязательно вписать ФИО (естественно любую) в бумажку и отдать полиции на выезде-въезде в Ла-Пас. Мусор традиционно тоже летит за окно. Лепешки тандырные у полицейского чек-поинта стоят 2 боливиана, всем рекомендую.

Второе, это сельская жизнь. Мелькают хозяйства из самана, крыши крыты соломой, саманные печи с высокими трубами. Глинобитные стены и заборы, последние сверху украшены узорно поставленными вертикально, высокими тругольниками, кирпичами.Помнится, такие уже видел в Атакаме. Внутри саманных зданий может быть приятная отделка, быть даже лепнина. Но таких домов все меньше. В ходу строительство, в стране экономический подъем.

Третье – что происходит. Чолитас в национальной одежде пасут овец. Наблюдаешь, как люди возвращаются из города в деревню, идут по дорогам в свои дальние и ближние села, уголки, купив за день или продав чего-нибудь. Скирды овса украшены макушками из него. Или вот парень идёт в поля с киркой (кирками копают картошку). Съездил в город за новой, возвращается. Представляю у нас в России такого парня, гордо расхаживающего.

Глинобитное строение в виде храма. Приятная идея: холл в центре, комнаты по периметру.
Глинобитное строение в виде храма. Приятная идея: холл в центре, комнаты по периметру.

Четвертое. Дорога прыгает на перевал 4000, с него видна гора Потоси и Илимани - Кордильеры. Ла-Пас огоньками стелется у подножия...  Проехавшись днём по дороге я понял, что упустил в Боливии. Страна эта очень ландшафтна, здесь (Потоси – Ла-Пас) имеет смысл именно автостопить, подъезжать на локалках днём. За обочинами много увидишь интересного.

Отделка внутри
Отделка внутри

Горные огоньки склонов Ла-Паса мне более всего понравились. В них столько привлекательности, уюта, какого-то таинственного тепла. И вот снова я их увидел, теперь на фоне легендарной вершины. Фотографировал через окно, в сумерках, так что не судите строго.

Тиуанако оказалось безлесной равниной, захолустной дырой. На фоне высоких технологий древних пасутся бараны. Какая там столица в 40 000 жителей... Несколько странных развалин да холм виднеются с безлюдной жд станции. Но тут в отличие от столицы тихо, в долине есть куда пораскинуть взгляд. И высокая трава.

На площади городка или деревни, не понять, старинная церковь, открывающаяся только по праздникам, и стенд с информацией о провинции. Церквушка 1580 — 1612 года постройки, тогда, по сравнению с археологическим Тиуанако, строили уже хреново и долго. Колокольню венчают морды диких котов. Привратники церкви это странные фигуры со сложенными на животе руками. Что это? Снова половецкие каменные бабы?

Нашел гест, и т.к. все археологические объекты закрывают уже в 17, остаток дня обошел по кругу основной комплекс. Не земля здесь, а сплошная керамика. На склонах долины видны следы многолетнего земледелия. Как потом выяснилось, так везде в этом регионе, в том числе и по высоким берегам озера Титикака. Тот же самый тип земледелья, что мы наблюдаем в Китае.

Продолжение Прикоснуться к Пума-Пунку: ошеломляющие технологии Древних


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.