ardm2016

Categories:

Рынок ведьм в Ла-Пасе и знахари аймара

Продолжение. Ранее было Ла-Пас: архитектура, мода и стиль

В Ла-Пасе есть два интересных места, где магия бьет ключом. Что тут делать? И что вообще происходит?

Первый, по сути — сувенирные лавки, это Mercado de brujas (The Witches' Market). Здесь все туристы. Второй — только для местных, уголок знахарей и астрологов кальяуайя (знахарей аймара). Так знахарей называют за применяемый ими в заклинаниях язык кальяуайя. То есть, «говорящие на кальяуайя». Сама же профессия принадлежит сообществу ятири. Туристов здесь не бывает.

Поначалу я побывал во втором. Это на телеферико проехаться до остановки 16 de Julio. Здесь, если пройти налево, как раз он — уголок  кальяуайя, знахарей народа аймара. Расположен они рядом с церковью amor de dios, на plaza del Maestro. Уголок это 2 улицы с полутёмными комнатушками для гаданий, мы бы назвали это «гаражи». Если вы за проклятьем, кому-то или себе на голову — вам сюда.

Всё дело в ятири (qulliri). Это сообщество из коренного населения аймара, являющееся посредником между миром видимым и не очень. Шаманы, колдуны — как хотите.  Аймара традиционно воспринимают здоровье как отношения с природой, солнцем, родом и с предками. Ятири играют жизненно важную роль в укреплении и восстановлении этих отношений. Поэтому народу много, гаражи популярны, как ночные клубы. Здесь творится таинственная жизнь из сухих жаб, подношений, возгораний, амулетов. Не без христианства!

Вообще ятири  живут на окраинах общин аймара и отличаются лишь тем, что собирают травы, заговаривают амулеты и используют лягушек и змей в ритуалах для нанесения вреда. В остальном ятири являются полноправным участниками сообщества и не освобождаются от социальных и сельскохозяйственных обязанностей, которые несут все члены общины. Но здешние приспособились. У них даже рабочая одежда, как у настоящих священников.

Уже сам себя по пути заколдовал
Уже сам себя по пути заколдовал

К ятири  ходят по разным случаям, которые в целом называются Mesas Rituaie. Самый распространенный, это обряд принесения жертвы Матери-природе-Земле, которую в Южной Америке называют Пачамама. Говорят, даже президенты совершают ей подношения. Самый простой такой ритуал — купить тарелку с подношениями и, как я понял, сжечь в священном месте, как вот эти гаражи, обращаясь к Пачамаме лично. На тарелке можно разместить какое-нибудь желание собственного изготовления и попросить его исполниться. Очень похоже, как это делают буддисты в Таиланде!

Другие ритуалы связаны с поиском пропавших предметов и лечением.

Заходят же в основном погадать на листьях коки — ну как в Google посмотреть. Таких «простых» гадальщиков по всему городу пруд пруди.

Главными помощниками в церемониях ятири являются ривуту (ruwitus) — человеческие черепа, называемые просто старейшинами. Ривуту — это предки, рассматривающиеся как посредники между миром людей и миром мертвых. Они свяжут вас с духами - предками, покровителями вашего рода — с achachilas. Чем больше у ятири таких черепов, тем сильнее он шаманит. И в самом деле, обрядность схожа с шаманскими верованиями народо Севера, только, в отличие от тех, в экстатический транс здесь не впадают, но также советуются с духами — помощниками. Экстатические трансы существуют там, где принимают аяваску. В Ла-Пасе её тоже можно найти.

Я заглянул в пару гаражей, коих под сотню, с фотоаппаратом. Сразу кипиш поднялся — в входить нельзя, фотографировать нельзя, смотреть тоже нельзя... Стали что-то объяснять, видимо, про проклятия. Но всё мирно, — фотографа не гонят, как обычно, а вежливо и настойчиво просят идти своей дорогой. Клиенты сидят за небольшим столиком, им что-то раскладывают через католическое распятие на картах или листьях коки. Звенят колокольчиком. Иногда свечка горит. Иногда черная.

Видимо, астрологи тут же и живут. В полутёмных комтатках можно увидеть и полки с черепами, и христианские фигурки богов. Перед входами дымят курильницы — значит, ятири готов принять. На курильницах как раз жгут травы и другие подношения Пачамаме. По сторонам света каменные фигуры лягушек: веселая и грустная. Лягушкам ежедневно преподносят живые цветы. 

Даешь 5G!!!
Даешь 5G!!!

Крест — главный символ этого места. Он называется Андский крест, Cruz chakana (есть лунная чекана, есть солнечная – соответственно солнечный, лунный календарь). Ему, как и всему местному воззрению, даже воздвигнут памятник тут же (видно с телеферико). Основная гипотеза, что символ взят на основе созвездия Южный крест, но трактовок много. Вершины чеканы обозначают энергию, материю, время и пространство. Круг в середине – озеро Титикака, и т.д. Крест перекочевал из Пума-Пунку, Ольянтамтамбо, Чавин-де-Уантар, в чем я и убедился позже. И даже что-то подобное в одном из старых храмов Аютайи (Таиланд).

Аутайя
Аутайя

Ещё такие же гаражи здесь 16°29′33.87″S 68°12′08.99″W.

Просто погадать
Просто погадать

8 апреля, Ла-Пас, день 4.

Пригляделся наконец и к ведьмам по соседству (Mercado de brujas), среди которых живу вот уже четвёртый день. Что здесь можно увидеть? Вдоль улицы расположились столики, заваленные горами душистых трав. Среди стожков восседают суровые продавщицы, не любящие фотографироваться. На латках красуются как просто сувениры, так и изображения богов, солнца, Луны и карманные алтари. Сувернирку от ритуалки не отличишь. Болтаются мумии ламито.

Брухо это уже совсем не ятири. Ни чеканы, ни каменных лягушек здесь вы не увидите. Ни тем более человеческих черепов. Это просто рынок, хоть и своеобразный. Он предлагает всё как для самих ятири и жаждущих к ним попасть, так и для самостоятельных колдунов, задумавших попробовать себя в ритуале mesa. Набрал ингредиентов и иди колдуй в свое удовольствие! Пентаграммы тоже есть. Рядом, тут же стоят с блаженным видом и фигурки христианских святых.

Mesa — это жертвоприношение, набор «деловых предложений» в виде предметов и слов к божеству, в обмен на услугу, которая должна быть оказана; или как способ сказать «спасибо» чему-то хорошему, что произошло, или  ожидание милости и сочуствия. Есть такая вот mesa, для Пачамамы и проклятий, а есть церковная mesa — общая молитва. С одной стороны пентаграмма, с другой — распятие. Этот синкретизм сильно удивляет, однако, он объясняется разграничениями во взглядах. Пачамама и mesa имеют отношение скорее к природе и вещественному миру. А христианские взгляды — к загробной жизни.

Ну и почем эта мася??
Ну и почем эта мася??

Ритуалы аймара буквально спеклись с обычной жизнью. Даже жевать листья коки (обязательно священной, и священно жевать) это уже что-то значит. Листочки часто таскают с собой и оставляют везде, где возможна трансцендентная связь: природные и исторические объекты, перевалы и перекрестки, захоронения, источники, деревья и т. д.  Поэтому колдовство в Андах это не что-то из ряда вон, а имеющее отношение к бытовой жизни. То есть, каждый способен наколдовать. В том числе и навредить. Поэтому-то ведьмы или продавщицы иногда так истошно орут, когда фотографировуешь — отгоняют зло.

Ламитто!!! Один ну как живой
Ламитто!!! Один ну как живой

Итак, вы попали на Mercado de brujas и решили попробовать себя на новом поприще — в колдовстве. Что же можно предпринять? Рынок изобилует товарами как для сложных ритуалов, так и быстрых подношений. Здесь можно обзавестись личным алтарем и обставить его на постоянной основе. Ну и далее по списку: магниты — тянуть судьбу, оттягивать долги. Мумии лам — дань процветания в делах и любых основ (например, строительства). Зелья приворотные, переворотные, заворотные и нановоротные в бутылках, склянках. Сушёные морские звёзды, змеи, лягушки — особенно в почёте сушеные жабки. Броненосцы вам понадобятся для предотвращения попадания воров в дом, кусочек броненосца разберется с любым карманником. Священные камни принесут чистоту в дом и благодать в жизнь. Изображения денег, сердец, католических святых призовут силы защиты, сокрытые в смысле этих изображений. Такие изображения практично подаются в виде свечей и даже конфет. А чётки — сосредоточат на ритуале. Ну и свечи, конечно. Этих множество. Они делаются из животного воска, что означает  высвобождение магических свойств при горении. Синяя свеча предназначена для удачи в работе, желтая для здоровья, зеленая — деньги, пурпурная — счастье, черные отгоняют злых духов и используются на кладбище, белая — простая защита… И горилка ещё, в том числе и в розлив. Это если страшно начать mesa, но очень хочется.

Второй вариант — воспользоваться набором для быстрой mesa, чтобы обратиться напрямую к Пачамаме. Такой набор надо отнести в специальное или просто священное место. Не обязательно его видимо и сжигать.

Набор юного ведьмака - тоже можно купить
Набор юного ведьмака - тоже можно купить

Ну и третий вариант, это попросту приобрести удачу, защиту, любовь, надежду, здоровье или просто энергию солнца или луны в небольшом их колличестве, представленном в виде многочисленных талисманов. Благо, вариантов до бесконечности, и стоят каких-нибудь 5 боливианов. Это и универсальные аласитас —  «фигурки на все случаи», фигурки лам — для процветания, фигурки кондоров — для удачной поездки, или просто купить рыжий пучок волосков ламы... Три амулетика, и хорошее путешествие вам обеспечено!

Здесь же продается и дерево бакаут (palo santo) — его древесина, если поджечь, благоухает как ладан. Очень своеобразный запах, произрастает на небольшой территории Южной Америки. Вид — цедрела душистая, или испанский кедр, он же cedro milenario.

Наборы быстрого ведьмачества 1, 2 и 3 уровня
Наборы быстрого ведьмачества 1, 2 и 3 уровня

Вот такой он, магический Ла-Пас. Приезжайте! Колдовство обеспечено.

Далее Колониальный Потоси за день


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.