ardm2016

Фиц Рой и пешком в Вилья-О'Хиггинс

Продолжение. Ранее Патагония: с чего начать

20 февраля. Разгар зимы. Дождь до 8, поэтому на трассе только к 9-30. До границы с Аргентиной сразу, а вот потом пришлось померзнуть. Ветрище, а потом и дождь.

Патагонская степь
Визитная карточка этой степи - причёски травы coiron

Часа два голосовали, и терпение было вознаграждено. Машина со строителями вынесла нас из приморья на Патагонскую степь к солнцу, подальше от сырости. Однако... Здесь оказался ветрище, и на нем мы проторчали уже до 6 вечера.

Машина шла в любимое Эль Калафате. Ну конечно, куда ещё!!! Не до Чальтена же, в самом деле. Нам же туда нужно. Подвезла пожилая женщина. Жалко говорит вас, стоите на ветру. В целом, я это и изображал всем своим видом. Значит, сработало. В машине всю дорогу звучало танго 50-ых. Соло, дуэтом, просто музыка.

Патагонская дикая вишня.

Пампа напоминает видами и климатом центральный Казахстан. Потом узнали, что торчали в самом холодном и продуваемом месте Патагонии, у заправки Надежда.

21 февраля. Сели на автобус на Чальтен. Погода отличная, солнечно и не жарко - все, как в Интернете и было написано. Солнце в полдень на севере… Совсем не привычно такое наблюдать. Оказывается, есть не только южное теплое солнце, но и вот северное.

Дорога на Эль Чальтен так себе трафик, люди едут и транзитом, и до реки и моста, на рыбалку и озера - кто куда. Вода в реке буквально белая, берег та же полупустыня — Патагонская степь, с редкими оазисами тополиных. Среди деревьев развалины. Полупустыня эта холмистая, с редкими ровными пространствами. Есть и барханы. Пучки травы ветер чешет по-своему, превращает в вычурные прически. Удивляют и камни или скалы размером с одноэтажный дом на ровном пространстве. Много безжизненности в пейзажах. дорога в сторону это будет обязательно тупик. Она приведет в оазис и дальше ничего. Солнце, но холодный ветер не даёт покоя.

Эль Чальтен расположен в широком ущелье на выходе реки с горного массива в степь. В 10 км торчат вершины Фиц Роя - к ним несколько троп. Хостел 12$. Здесь вызревает вишня: красная и мельче обычной. Кажется, именно её белые цветочки я и увидел на колючих кустах позже. Также не редкость лебеда. Рви и ешь.

22 и 23 февраля. Пошли на трек вдоль массива вершин Фиц Рой. 9 км до озера Лагуна Торре.  Ветрище, зима уже на подходе. Деревья, лес все тот же – нотофагусы (южный бук): nothofagus Antarctica, самое южное дерево Мира, Lenga (nothofagus pumillio) и nothofagus betuloiges.

Деревья образуют наросты с мелкими листьями, здесь же вызревают какие-то грибы, используемые в пищу. Называются Cyttaria espinosae.

На камнях черные лишайники растут дендритами.

Мхи цепляются за ветки и пушатся, из-за чего деревья выглядят как новогодние ёлки (musodendrum punktulatum).

Шикша созрела: здесь она мельче, красного цвета и слаще.

Если присмотреться к южному буку, так что кустики у земли, что деревья - одни листья. Все ярусы леса населяет... Один вид. Нотофагус арктический. Он может быть от ползучего кустарника до дерева в зависимости от среды. Из-за этого патагонский лес выглядит однообразно.

На кемпграунде костры запрещены, поэтому промерзли ночь в палатке. Ещё и дождь подоспел со снежной крошкой. С утра еле разогнулся, не привык к таким условиям, без костра и комфорта.

Да-да! Я в тайге с комфортом живу, а не дрейфую вплавь со льдинами, как многие думают. В этом и профессионализм, чтобы находиться в диких условиях и создавать максимальный комфорт из подручных средств.

Спальник взял в Патагонию летний, то есть лёгкий. Думал ну ладно померзну там пару ночей, лето же… ага, жди. В Буэнос-Айрес было ничего, а тут на тебе, похолодания.

Вообще я хотел сходить в трек вокруг Фиц Роя с западной стороны – пройтись по ледяной пустыне, через перевал Windy по леднику Ведьмы и леднику Патагония до Marconi pass, пройти вдоль Cordon Marconi. 20 км всего, но без зимней одежды и снегоступов уже не получится – снег там уже лег. Он скрыл провалы, погода зимняя. Ветры. Сезон закрылся.

С утра погода наладилась, но горы присыпало снегом хорошо. Иван хотел уже было возвращаться в теплый гест, но я его утянул его дальше на север – к вершине Фиц Рой. Не по той стороне, так по этой пройти. Всего километров 10 на север (до Poincenot). Там тоже кемпграунд, но на этот раз сныкались в лесу у костра.

Это была чудесная ночёвка среди Патагонского леса, сродни диким людям, ступившим когда-то в дальние края Анд, расположенные где-то за безлесными пространствами полупустыни, бурными ледниковыми реками и недоступными до недавнего времени.

24 февраля. Дым все же был замечен и десант рейнжеров отправился искать его причину. Мы как раз выходили на тропу из леса. Решили спрятать вещи, погулять, потом вернуться. Я как раз заныкал ноутбук. Мы присели у тропы и вещей как раз, как услышали голоса. Ну, сейчас пройдут. Однако парень с рацией сошел с тропы и поводе случая как раз прошел мимо нас. Буквально впритык. Мы сказали, что прячемся вещи. Он не очень поверил, предложил нам идти на кемпграунд и оставить вещи там. Мы - хорошо, я взял лептоп из кустов, и это развеяло его сомнения. Потом мы кинули вещи, прогулялись по окрестностям и сбегали наверх к озеру  Las Tres. В целом, уголок природы Poincenot примечательный, здесь много зелени и долина с ручьями среди деревьев, а на горизонте островерхие Анды.

основной вид на Фиц Рой,  куда все стремятся
основной вид на Фиц Рой, куда все стремятся

Мой напарник не имеет опыта пешеходных путешествий, и на первом же подъёме с Чальтена он уже захотел было обратно. Потом у него помутнело в глазах, холодная ночёвка его тоже не обрадовала - опять хотел вернуться. А мне как-то даже нормально. Ноги только подмерзли, но и тут я забил на это дело и кое-как продрых до утра. И вот, в третий раз Иван захотел слинять, но я снова утащил его на север к El Pilar.

День выдался солнечный и жаркий, я переоделся в шорты, однако к вечеру как включился ледяной, ноябрьский ветер, и перепаковался опять. Вышли с тропы, смотрим – машина, я быстро сообразил, и вернулись в Чальтен. Однако, завтра, наверное, покину его.

25 февраля. Нет, остался. Дождь, сопли от этой Патагонии. Приболел. Прогреваться нечем, так сообразил феном. В запасах нашел 200 гр черного чая с бергамотом – ну надо же!! И ведь забыл. Купил спальник потеплее.

На выезде из Чальтена

26 февраля. Итак, начался путь на север. Для начала переметнулись через весь Чальтен, на выезде 6 автостопщиков... Поздно вышли. Все, не уедем... но повезло! Оказалось, через 2 км водопад. Все заезжают, естественно, туда, и в начале редко кого берут. А потом едут дальше, и тут как раз мы.

Поэтому к часу были на озере Laguna Larga. Пожалуй вид на Фиц Рой с этой дороги мне показался самым достойным. На лагуне погуляли, полежали, в три вышли на тропу. Лодка 1600, дели на 37... Будет в долларах.

Тропа извилистая, тянется по оврагам горного леса. Много прозрачных ручьев, вода  в озере изумрудно - синяя или аквамарин. Есть и что-то вроде перевала, здесь встретил ветер и белые звездчатые мхи.

Попрощались с солнцем и ушли в тень. Высокий лес полон лесных чудовищ. Только к 9 прошли все 12 км тропы. Погода была хорошая. Солнце непрерывно, ветер прохладный, похолодало немного к вечеру. На погранпункте бесплатный кемпинг. Спальник грел отлично. Припёрлись лисы.

27 февраля. 10 утра. Граница за минуту. Тропа наверх - через 6 км дорога. По пути граница стран и цветение дикой вишни.

Туристы частое явление: на дороге лежит персик, обронены миндальные орехи. Иные с велосипедами, всего 23 км. Солнце, к полудню дымка, но потом опять пригрело. К 16-30 я на причале у другого озера - святого Мартина (оно же и О. Хиггинс).

Тут же подвернулась и лодка в деревню О. Хиггинс. Повезло и с ней, и с погодой. Иной раз несколько дней можно прождать судно. Вода в озере светло-зеленая. Катер совершает экскурсии к леднику.

Граница

Смотрю, кусок льда припасен - для виски. Как только выехали, солнце и скрылось. Берега сплошь обрывы, напоминает Кольский. Локальные домики по бухтам, небольшие садики: вишни, груши, крыжовник. Ружье стоит как лопата у входа. Приятно тут задержаться, ну да ладно, впереди ещё столько всего.

Дорога между границами

В О Хиггинс теплее и безветренно. Этот уголок - конец всех чилийских дорог. Горно-озерный тупик. Здесь уже много насекомых и черная смородина. Ночевать пошел на кемпинг: просто зашёл на территорию и поставил палатку. Она у меня метр от земли, никто и не заметил!!

Поселок живёт на дровах. Много "избушек". Некоторые не только крыты «лемехом», но и стены из него.

прощальный взгляд на Фиц Рой за 50 км от него

Первые люди в О Хиггинс появились в 1914. Поселок основали только через 50 лет. Места были глухие и труднодоступные. Наши пройденные озера это буквально дальние уголки андских лесов. Дорога, пробитая с военными целями, уникальна. И стала доступна для  туристов буквально несколько лет назад.

Для виски

Самый лесной и живописный гест находится на выезде из поселка – то есть на севере. Справа у дороги мостки вверх, на склон.