ardm2016

Category:

Разговор с отшельником. Как стать шаманом

продолжение. Ранее Тувинские болота

Ещё один отшельник, (Роман, прозвище Мортай-сы, род. Чезылар, 1961), к кому мы наведались вчера, теперь буквально взрывал нам мозг своими повествованиями. К тому же, день 16 августа случился ну совсем простылый, лило нестерпимо, и не скажешь, что солнечные дни вообще существуют. Озеро застыло полосой мглы, неприятно, но тепло. Конечно сегодня никуда не пошли, остались с Романом под тентом, коротать день у костра, и уж наслушались вдоволь. Повесили тент – у Романа нет, пережидая непогоду, он торчит в избушке, заворачиваясь в полусырой хлам. Так, в целом, и живёт.

- Знал, что вы придёте, - говорит.

- Откуда?

- Костёр рассказал. Два раза позавчера протрещал. Потом две искры выпорхнули. Значит, за один раз придут, двое.

Верить этому или нет – личное дело каждого, я лишь передаю, что услышал. Тут, конечно, скептически замечу, что чуть ли не любой тувинец считает себя шаманом, пусть даже маленьким. Не обошло это веяние и Романа.

- В крови это живёт… Дар от шаманки мне достался. Не я один такой – каждый может. Сала, водки в костёр – предкам поклон, уважение. Потом сам рассказывать, о своей жизни, что да как - обратиться к предкам. Как шаманы поют. Отсюда и песни пошли, что люди пережили – сказания.

- А как самому почувствовать, если говоришь – в каждом?

- Помнить предков, чтить надо. Я из племени Белый (Ак). А вы? Видишь, рода не знаешь. Основу свою, связь с тайгой, духами.

Рассказал ему про мусор на Аржане – о, говорит, это не наши люди, с Кызыла.

- Я коренной тувинец, не западник… Мы светлоглазые в отличие от них. Западники самозванцы, родов не помнят, и шаманы у них слабые.

Однако, несмотря на тягу к природе и духам, сетку Роман ставит поперек устья реки, все перегораживает – ни один хвост не проскочет. Себя как браконьера не признает. Кабаргу первый на озеро прискакал стрелять – уверен, ни одну не пожалеет. Воткнуть топор в живое дерево – а что тут такого? Грибы распиннать, чтобы на дороге не росли. Все эти противоречия каким-то образом уживаются в этом человеке с его размышлениями о солнце, вере, предках. Посидели, чая попили – пошли сетку проверять на речку, называется Довурактыг-Мюн. Я с камерой конечно, объективами, под проливным дождём. Ох, смотрю, небо затянуло, время остановилось. Так посмотришь на карту - до Чазылара 35 км... Ну что там, день ходьбы. А уже неделя пути.

злополучная Довурактыг-Мюн
злополучная Довурактыг-Мюн

Стали речку переходить, я по лиственнице пошёл, за ветки страхуюсь, чтобы не соскользнуть. А мёртвые ветки то у лиственницы всегда хрупкие, а я привык за сосновые цеплятся — так привычки подводят! Ну и свалился в воду, по грудь, за ствол зацепился – тянусь обратно, фотоаппарат же, объективы… Хорошо, что только по грудь, ногами оттолкнулся да вскарабкался обратно, иначе бы плыть пришлось. Смог выбраться, кофры фототехнику кое-как защитили. Тут уж не до рыбалки... Рома остался, я обратно под тент, сушиться. Растянули верёвку, подвесили технику, я с одного угла узелок, Аня с другого – кое-как, ну с её стороны развязалось, в костёр бух! Ещё и тряхонуло объективы. Остаток дня сушил, переживал, будет ли работать камера, в сердцах сам чуть сапог не спалил, аккумулятор даже подплавил — забылся. Жалко без камеры оставаться перед самой интересной частью пути! Но – повезло, только кнопка спусковая стала западать. Объективы тоже, сбереглись. Спас кофр. И всё это под нескончаемым потоком воды с неба... У Ани тоже потери, правда, с летальным исходом – для читалки. Раздавила.

Ане досталось. Прихожу мокрый – ни костра, ни чая. Да что же это такое, месяц воспитательной работы, и вот на тебе, ноль заботы о товарище. Говорю: а если зима? Под лед провалился – а костра нет? Умрет твой напарник. Аня конечно в спор. Конечно, красивые женщины всегда правы, им внимания достаётся во много раз больше, чем остальным. Не поругались, но повздорили. А тут ещё эта верёвка, которую Аня кое-как привязала… Однако тайга быстро помогает людям найти друг друга вновь. Хорошо, когда дорога одна. Именно такой дорогой и был крестьянский быт, коммунальные хозяйства. Каждый пользовался в равной степени благами всех в семье, и качественное отношение, ответственность закладывались как основы всей жизни. Таково свойство самой природы - воспитывать в человеке истинные ценности.

Продолжение Тувинец Роман и НЛО-шки

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.