Месяц пути. В ЗАТО Островной
Продолжение. Ранее Дорога в Город

28 авг.
Дима научился собирать рюкзак за 20 минут.
- Каждый спотыкается на своём месте в силу своих шаблонных правил, - выдал вдруг он. И подвёл своеобразный итог. Он заявил, что на самом деле, в мире нет ни кораблей, ни комнат, ни буржуек. Нет стали, стекла и других защитных приспособлений. Есть только вот этот вот первозданный мир, что мы видим, а остальное – ерунда, пыль. Огромный город мгновенно превращается в точку на карте – достаточно отъехать в сторону. И после смерти, видимо, ты также оказываешься на окраине мира – голым в Поршнихе. Откуда тебе предстоит путь в Островной. И сегодняшний поход – подготовка к чему-то подобному.

И в самом деле, это сейчас сел на теплоход – и вернулся. В первобытном мире, я думаю, жизнь была куда более строгой, и люди – чувствительнее. Сегодня есть телевизор, диванчик, горячий душ, рестораны – цивилон, у которого всегда найдётся причина, чтобы обездвижить беспокойную душу. И единственный способ не покориться, не вернуться, не потеряться, не исчезнуть как пыль, не только выйти на маршрут – а и дойти до конца, это найти себя. Открыть внутренний мир. Разглядеть свою душу через призму природы. И бесполезно кричать миру: «Нет! Я не виноват!» Мол, я жил так, потому что так мир устроен, потому что «как все». Поддаваться страхам, жалеть себя. Глупо противостоять и прятаться – мир всегда был сильнее, жизнь всегда брала - и будет брать своё. Есть только один способ быть с миром – слиться, а это – пройти свой маршрут. И без любви к природе совершить такой поход невозможно.

Днём на переходе прямо из-под ног выскочил заяц.
К вечеру подошли к ЗАТО Островной. Он издали золотился стенами пятиэтажек и чернел бусинами мёртвых окон. «Домики! - воскликнула Ирина, ещё не понимая, что наблюдает заброшенный район. – Дорога в Изумрудный город! Смотри, какая розовая дорожка – напоминает дорогу из жёлтого кирпича в той сказке!» Она уже не раз делилась с нами впечатлениями о горячей ванне и других прелестях цивилона. По мне же – я бы эту сказку стороной обошёл, не будь она прямо на пути.
-Что там делать? Это же город, - говорю. – Чему ты радуешься?
Меня искренне удивило, что при всей её любви к природе она сейчас была рада отказаться от неё. В то время как мы с Димой наоборот – вжились и уже хотели идти дальше буквально завтра.
- Тебе не понять.

Тропа, преодолев пару десятков спусков и подъёмов, вывела на грунтовую дорогу. Чем ближе мы подходили, тем меньше Ирина улыбалась. Заброшенный город выглядел зловеще: замусоренный асфальт, покорёженные столбы. С десяток пятиэтажных домов, детсад, кинотеатр – всё заброшено. Из 30 000 жителей осталось 3000. «Сегодня целый квартал домов в нашем распоряжении для ночевки, - говорю. – Выбирай любой!»

Температура на улице около 5 градусов тепла. Не оправдывающиеся надежды об «Изумрудном городе» Ирину совсем расстроили. Однако, за мёртвыми пятиэтажками показались и жилые дома. Миновали пустые пирсы для подводных лодок, распахнутые гаражи – словно вывернутые наизнанку. Маршируя по улицам, встретили лишь одного человека – он посоветовал сразу зарегистрироваться в милиции. Ступив на край города – через 5 минут уже были в центре. Постучались 4-эт в гостиницу типа общежития, где жил только 1 человек. Путешественников поселили бесплатно. Бросив вещи, пошли в милицию, потом в магазин - купили пельменей. Чтобы приехать в Островной, требуется специальный пропуск. Если же ты пришёл по земле – достаточно регистрации в ОВД.

29.
Отправились искать лодку на Святой Нос. Нашли. Однако к вечеру усиление ветра, поднялась волна. «Если бы на день раньше, - сказал Виктор, владелец катера. – Вчера катер ушёл! Такой штиль стоял! Теперь всё, время ветров начинается – лето прошло. Вполне возможно, что за месяц ни одного спокойного дня уже не увидим».
Момент был упущен. Я расстроился. Всего лишь на сутки задержались – а теперь жди. Стал злиться на Ирину за её шампунь, ножницы. Последние дни мы попеременно ждали её часа по 2-3 на переходах ежедневно, а она уже не торопилась. Сколько я ни говорил, что времени мало, что зима в отличие от меня не ждёт никого. Вдобавок ко всему простыл с этими ожиданиями, находясь разгорячённый в сыром тумане. Лечиться ну вот совсем некогда.

30.
С ночи хлестало и рвало. К вечеру солнце осветило скалы Святого Носа, где мы могли бы уже находиться. А не изучать полуразрушенные окрестности. Ирина улыбнулась и пошла на корабль:
- Ничего! Я ещё наверстаю упущенное! И пройду до конца этот маршрут – и без вас!
В этот момент я подумал – какая она всё-таки молодец! Наготовить гору блинов – с лёгкостью! Только попроси. Сколько живости в ней, как она отличается от других женщин, давно превратившихся в домашних клушек. Но грусти не было. Я просто устал ждать её на переходах, тратить силы на борьбу за благополучие группы. И наши дороги разошлись.
Продолжение ЗАТО Островной, Гремиха, "Мурманск-140"